Какой тип плода у капусты

Лабораторная работа

Классификация плодов

1. Рассмотрите имеющиеся у вас плоды. Разделите их на сочные и сухие.

2. Сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные. С помощью учебника определите их названия.

У томата многосемянный плод(ягода).

У груши многосемянный плод (яблоко).

У персика односемянный плод (костянка).

3. Разделите сухие плоды на односемянные и многосемянные. Определите их названия.

У дуба односемянный плод (желудь).

У пшеницы односемянный плод (зерновка).

У капусты многосемянный плод (стручок).

4. Заполните таблицу «Типы плодов».

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

1. Рассмотрите поперечный срез побега липы или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2—4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.

Окрасилась древесина.

2. Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведённых наблюдений сделайте вывод.

Окрасилась древесина. В этом опыте чернила заменяли минеральные вещества, растворённые в воде. Растворы этих веществ, как и подкрашенная вода, поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины.

3. Прочитайте в учебнике, в чём особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.

Сосуды — типичные водопроводящие элементы только лиственных пород представляют собой длинные тонкостенные трубки, образовавшиеся из длинного вертикального ряда коротких клеток, называемых члениками сосудов, путем растворения перегородок между ними.

4. Зарисуйте срезы.

5. Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.

Растворы минеральных веществ поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины.

Какой тип плода у капусты

Строение пшеницы (ржи, ячменя)

1. Рассмотрите корневую систему злакового растения. Чем она отличается от корневых систем растений класса двудольных?

Корневая система злакового растения мочковатая, а у двудольных стержневая.

2. Рассмотрите стебель пшеницы (ржи, ячменя). Как называют такой стебель? В чём его особенность?

Стебель, у которого междоузлия полые, а узлы заполнены тканями, называют соломиной.

3. Изучите строение листа злаков. Рассмотрите основание листа — влагалище. Какое оно имеет значение для растения?

Листья злаков, как правило, узкие, длинные, с параллельным жилкованием. Выше узла, от которого отходит лист, стебель охватывает влагалище — широкое основание листа, имеющее вид трубки. Влагалище защищает нежные делящиеся клетки, находящиеся в основаниях междоузлий.

Именно наличие влагалищ отличает злаки от растений других семейств. В месте отхождения листовой пластинки от влагалища находится плёнчатый вырост — язычок. Он не позволяет воде проникнуть между стеблем и влагалищем.

4. Рассмотрите соцветие пшеницы. Как его называют?

Сложный колос.

5. Выделите из соцветия цветок пшеницы и рассмотрите его. Найдите цветковые чешуи. Сколько тычинок в цветке? Найдите пестик, рассмотрите его. Сколько рылец имеет пестик?

Цветки имеют по 2 цветковые чешуи, 2 цветковые плёнки, 3 тычинки и один пестик с двумя сидячими мохнатыми рыльцами. Формула цветка: ↑0(2) 2Т3П1.

6. Рассмотрите плод пшеницы. Как его называют?

Характеристика семейства крестоцветных

Название семейства связано с особенностями строения цветка. Его четыре лепестка расположены крестообразно. У крестоцветных не только венчик состоит из четырех лепестков. Также дело обстоит с чашечкой, у нее четыре чашелистика. Пестик один, а тычинок шесть, две из которых короткие, а четыре длинные.

Обычно мелкие цветки крестоцветных собраны в соцветие кисть.

Плоды представляют собой стручки или, так называемые стручочки (короткие стручки).

Расположение листьев поочередное, либо в прикорневой розетке.

Корневая система стержневого типа. У ряда представителей крестоцветных образуются корнеплоды.

Задания для любознательных

1. Попробуйте получить какое-либо изображение на листе примулы, пеларгонии или другого комнатного растения, воспользовавшись описанием опыта в этом параграфе.

2. Соберите прибор, показанный на рисунке 70. В банку налейте воду, насыщенную углекислым газом. Поставьте банку на яркий свет. Наблюдайте за выделением газа веточками элодеи. Когда газ полностью вытеснит воду из пробирки, убедитесь с помощью горящей лучинки, что этот газ — кислород. Сделайте вывод.

Водные растения в ходе фотосинтеза они не только образуют органические вещества, но и выделяют в окружающую среду кислород.

Растение редьки дикой

Приготовьте спиртовые вытяжки из зелёных и жёлтых листьев. Вылейте их в чашки Петри. В каждую чашку с вытяжкой поместите по кусочку фильтровальной бумаги, сложенной углом. Через несколько минут на бумаге появятся цветные полосы, соответствующие окраске пигментов, имеющихся в каждой вытяжке. Какие пигменты есть в зелёных и жёлтых листьях? Сделайте вывод.

Листья растений окрашены в зеленый цвет потому, что содержат хлорофилл — пигмент, который присутствует в растительных клетках. Хлорофилл поглощает солнечный свет и использует его энергию для синтеза питательных веществ.

Осенью в листьях хлорофилл частично распадается, при этом образуются пигменты другого цвета. В листьях некоторых растений появляются желтые и оранжевые пигменты. Эти пигменты состоят большей частью из каротинов — веществ, которые окрашивают морковь в оранжевый цвет.

Прокипятите красные листья (свёклы, клёна, капусты краснокочанной) в воде, к полученному раствору по каплям прибавьте слабый раствор уксусной кислоты. Наблюдайте за изменением окраски раствора. Прибавьте к раствору слабый раствор щёлочи (питьевой соды или аммиака). Как изменилась окраска?

Если полученная вытяжка пигментов имела первоначально буроватую окраску, то после добавления 1— 2 капель кислоты она примет красивый розово-красный цвет. Изменения окраски связаны с перестройками в молекулах пигмента.

После добавления к окрасившемуся в розовый цвет раствору щелочи розовая окраска исчезает.

У краснокочанной капусты исходная вытяжка имеет красно-фиолетовый цвет. В сильнокислой среде (рН 2—3) она приобретает красный, а при рН 4—5 —розовый цвет. В результате нейтрализации розово-красный цвет изменяется сначала на синий (нейтральная среда, рН 6—7), затем на зеленый (рН 8), желто-зеленый (рН 9—10) и в сильно щелочной среде на желтый (рН выше 10).

Классификация плодов

Вывод: В результате добавления кислоты или щелочи, установлена зависимость цвета красных пигментов от кислотности среды.

Сравните с изменением окраски листьев осенью и сделайте вывод.

Изменение цвета листьев вызвано химическим обменом листопадного растения: для сохранения ценных веществ внутри организма, они должны из листьев возвратиться в ствол и корневую систему. Окрас листвы растения осенью колеблется от года к году и в целом зависит от нескольких факторов, самый важный из которых – конкретные погодные условия текущего сезона.

Наблюдайте за образованием наплыва и придаточных корней на одревесневших побегах комнатных растений, повторив опыт, изображённый на рисунке 83. Посадив побег с корнями в почву, наблюдайте за развитием растения из укоренившегося побега.

Перед посевом важно знать всхожесть семян. Возьмите пробы в 100 семян зерновок пшеницы, ржи или кукурузы. Разложите их на специальных керамических пластинах или в тарелках на влажной тряпочке или фильтровальной бумаге. Накройте пластины стеклом, чтобы влага не испарялась, и поместите их в тёплое место.

Подсчитайте, сколько семян прорастёт за первые 10 дней. Эта цифра и есть процент всхожести. Нормальная всхожесть семян для посева не должна быть ниже 95%. Определите всхожесть семян, которые вы будете высевать на пришкольном участке.

Проведите наблюдения за размножением растений в природе. Сделайте рисунки, фотографии. Оформите свои наблюдения в виде отчёта по летнему заданию.

1. Размножение надземными побегами (один из способов вегетативного размножения). У клевера ползучего в узлах побегов образуются придаточные корни, а из боковых почек развиваются боковые побеги. После отмирания участков материнского побега молодые растения становятся самостоятельными.

2. Побегами, отделенными от материнского растения, на примере ивы.

Благодаря способности давать придаточные корни ивы легко размножаются в результате укоренения отломавшихся побегов.

Посейте споры папоротника и проведите наблюдения за их прорастанием, используя следующую инструкцию.

1. Срежьте вайю со спорангиями коричневого цвета, заверните её в бумагу и высушите.

2. Возьмите лист белой бумаги. Потрясите над ней вайю, чтобы споры высыпались на бумагу.

Лучший вариант – кусочек спороносного листа с сорусами коричневого цвета. Можно просто соскоблить спорангии на белый лист. Лучше, если он полежит в темном и сухом месте пару недель – за это время все споры дозреют.

3. Заполните чистые плошки подготовленным субстратом (прокалённая дерновая земля, куски торфа или пемзы).

4. Посейте споры на субстрат.

Споры сеют равномерно и достаточно густо по поверхности, ничем не присыпая.

5. Накройте плошки стеклом и поставьте в тёплое место при температуре не ниже 25 °С. Следите, чтобы субстрат был всё время влажным.

Такие теплички удобно размещать в углу подоконника, поставив баночки друг на друга. Так они не занимают много места и не очень бросаются в глаза. Стоящие на подоконнике растения будут защищать проростки от солнца.

Для полива желательно использовать чистую воду без хлора, лучше снеговую или дождевую. Периодически емкости следует проветривать, открывая крышки или приподнимая пленку над посевами.

6. Ведите наблюдения и записывайте в дневник даты посева, прорастания спор, образования из споры зелёной нити — предростка, образование сердцевидного заростка, появление первых листьев папоротника. Сделайте фотографии.

7. При появлении 3—4 листьев пересадите растение в смесь листовой и торфяной земли с песком.

Сеянцы папоротников первое время довольно малы (1,5-2,5 см), их корневая система хрупкая и легко повреждается, что приводит к замедлению роста. Поэтому вряд ли можно рекомендовать рассаживать рассаду по пикировочным ящикам.

Целесообразно использовать стаканчики небольшого объема, изготовленные из газетной бумаги (научиться этому несложно). Конечно, можно использовать и готовые пластиковые емкости, но они должны быть маленькими, учитывая крошечные размеры сеянцев.

8. Подготовьте отчёт о своих наблюдениях.

У разных видов сроки прорастания спор колеблются от нескольких недель до двух лет (древовидные папоротники). У видов, живущих в средних широтах, на этот процесс уходит от 3-4 недель до 1,5-2 месяцев. Раньше других, уже к концу первого месяца, появляются заростки щитовников (Dryopteris), листовика (Phyllitk), пузырника (Cystopteris), костенца (Aspknium).

Обильно проросшие споры похожи на коврик зеленого мха, хотя, если внимательно присмотреться, можно увидеть отдельные тонкие пластинки сердцевидной формы — заростки. Размер их у разных видов колеблется от 1,5 до 10 мм в поперечнике.

Проанализируйте рисунок 105. Сделайте вывод и обсудите его в классе.

У низших растений наибольшего развития достигает гаметофит, но по мере усложнения растений происходит подавление гаметофита и преобладающей формой становится спорофит. Наибольшая редукция гаметофита наблюдается у семенных растений.

Причины: смена среды обитания на наземно-воздушную, которая менее стабильна. Диплоидные организмы обладают большой устойчивостью. Рецессивные мутации сохраняются в гетерозиготном состоянии.

1. Осенью выкопайте с корнем кочан капусты. Положите его в подвал и храните при температуре около 0 °С. Корни засыпьте влажным песком. В январе посадите капусту в горшок с огородной землёй. Поставьте поближе к свету, поливайте и следите за её ростом в течение двух месяцев. Результаты наблюдений записывайте.

Цветут семенники в течение 25-30 дней, семена созревают через 40-50 дней. Период вегетации семенников – 90-130 дней. Убирают стручки выборочно, не стоит дожидаться массового созревания семян, иначе первые, самые лучшие семена, высыпятся из растрескавшихся стручков. С одного растения можно получить 50 г семян.

2. Подготовьте подробный рассказ «Посадка и уход за яблоневым садом».

Рассказ

Посадка и уход за яблоневым садом

Яблоня — зимостойкая культура семейства розоцветных.

Саженцы плодовых деревьев высаживают осенью и весной. Ямы для посадки деревьев готовят заблаговременно. Их глубина должна быть 0,7—0,8 м, а диаметр — не менее 1 м. При подготовке ямы верхний плодородный слой почвы складывают на одну сторону, а нижний — на другую.

На дно ямы насыпают холмиком верхний слой почвы, в который добавляют органические и минеральные удобрения. Сажают деревца вдвоём. Один человек опускает саженец в яму на нужную глубину, второй расправляет по холмику корни и засыпает их рыхлой землёй.

Для лучшего контакта корней с почвой саженец слегка потряхивают, а почву хорошо уплотняют. Необходимо следить, чтобы корневая шейка саженца находилась выше уровня почвы на 5—8 см. В этом случае при осадке почвы в яме она окажется вровень с поверхностью.

Саженцы на слаборослых подвоях следует заглублять до места прививки — это способствует образованию более глубокой корневой системы и лучшей устойчивости деревьев. После посадки саженцы поливают (2—3 ведра воды).

Дикорастущие крестоцветные растения

Многие дикорастущие крестоцветные растения являются также сорняками на сельскохозяйственных полях, т. е. являются сорными растениями.

Редька дикая имеет прямостоячий стебель, покрытый внизу волосками. Расположение листьев поочередное. Цветки обычно желтые, относительно крупные, собраны в соцветие кисть. Массовое цветение наблюдается в июне, однако дикая редька может цвести и осенью.

У сурепки обыкновенной цветки мельче, чем у дикой редьки. Плод у сурепки имеет обыкновенное для стручков строение: семена растут на перегородке между створками. Сурепка обыкновенная в основном цветет в мае.

За лето она успевает образовать плоды и семена, которые прорастают осенью этого же года. При этом образуется растение с коротким стеблем и розеткой листьев. А уже весной следующего года развиваются длинные обычные побеги.

У пастушьей сумки цветки мелкие и белые. Стручочки напоминают треугольные сумочки. За одно лето сменяется несколько поколений пастушьей сумки, так как она быстро цветет и плодоносит. Это неприхотливое широко распространенное растение.

Культурные крестоцветные

Наиболее известным нам крестоцветным растением, имеющим сельско-хозяйственное значение, является капуста. Человек с древних времен выращивает это растение. В настоящее время существует множество сортов капусты (белокочанная, цветная, кольраби, брюссельская и др.).

Культурные сорта капусты произошли от капусты дикой, которая кочанов не образует.

Капуста белокочанная представляет собой двулетнее растение. Кочан образуется в первый год жизни. Если требуется получить семена, то выкапывают все растение целиком и следующей весной снова высаживают.

Качан, образовавший побеги и соцветия

Культурными крестоцветными также являются горчица, редис, репа, редька, рапс, турнепс, хрен, рыжик и др.

Предлагаем ознакомиться:  Когда сеять шпинат в открытый грунт, можно ли сеять шпинат под зиму
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector