Как подобрать аккумулятор для ИБП

UPS и жизнь

В ИБП, аккумуляторы – расходный материал. Рано или
поздно они выходят из строя. Раньше, если UPS работает при повышенной температуре, часто
переключается на работу от батареи или просто неисправен. Позже, если условия
эксплуатации ИБП и его аккумуляторов идеальны.

Современные ИБП должны сообщать своим
владельцам о выходе аккумуляторной батареи из строя.
Они это и
делают. Часто даже до того, как произошел тот роковой сбой электрической сети, во время которого
аккумуляторы отказались работать.

Вы не умелец? Нет проблем – привозите ваш UPS профессионалам.
Замена аккумулятора в UPS – наша специальность. Все будет быстро
и качественно. Но если вы хотите самотстоятельно заменить батарею ИБП – вот несколько советов.

В источниках бесперебойного питания применяются герметичные свинцовые кислотные
аккумуляторы. Они не требуют обслуживания, продаются в розницу и (при условии исправности
UPS) не выделяют опасных газов.

Для безопасной эксплуатации, аккумуляторы снабжены предохранительными
клапанами, поэтому даже в случае выхода ИБП из строя их корпуса не разрываются и не выводят
из строя сам ИБП. По всем этим причинам, замена аккумулятора в UPS не самая сложная операция,
и ее вполне может произвести домашний умелец.

Основные шаги и некоторые трудности, поджидающие
умельцев на тернистом пути замены аккумулятора в источнике бесперебойного питания, перечислены
ниже.

Какие бывают батареи?

Кислотные АКБ (AGM)

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных видов.

Свинцово-кислотные

Такой вид батарей наиболее распространен.

Как правило, плюсы таких батарей в низкой стоимости и наибольшем количестве циклов зарядки-разрядки, но у них есть и недостатки: большие габариты, быстрая потеря работоспособности после полного разряда устройства.

Такие устройства имеют большую удельную емкость, обладают малыми габаритами, но они более дорогостоящие, чем свинцово-кислотные.

Гелевые

Устройства данного типа содержат в своем составе загуститель для электролита. Гелевые устройства обладают важными достоинствами: они имеют большой срок эксплуатации, являются безопасными для здоровья, не требуют особых условий обслуживания, но, в свою очередь, они стоят довольно больших денег и не терпят глубокого уровня разряда.

Батареи AGM

Эти варианты представляют собой наиболее усовершенствованную модель гелевых аккумуляторов. Вместо геля в их составе присутствует адсорбент. В настоящее время это самый распространенный вид батарей питания для ИБП с внешними аккумуляторами.

Менять или не менять ?

Следует убедиться, что аккумуляторы нужно менять. Самый
простой способ – проверить аккумулятор профессиональным тестером емкости аккумуляторов “Кулон”
– в течение нескольких секунд вы будете знать об аккумуляторе достаточно, чтобы принять решение о
его замене.

Вы не профессионал и у вас нет прибора? Попробуйте подключить к заряженному
аккумулятору нагрузку – при токе нагрузки, который в амперах численно равен емкости аккумулятора
в ампер-часах, аккумулятор должен иметь напряжение не менее 11.4 В (для 12-вольтового аккумулятора)
в течение как минимум 5 минут.

Вы можете использовать сам ИБП в качестве средства проверки.
Оставьте ИБП подключенным к сети и без нагрузки на 10 часов. После этого выключите ИБП, отключите
его от сети и отключите аккумулятор от ИБП.

Как подобрать аккумулятор для ИБП

Проверьте напряжение на аккумуляторе.
Оно должно быть 13-14 В (для 12-вольтового аккумулятора). Если это не так, в ваших проблемах,
вероятно, виновно зарядное устройство ИБП. Если напряжение в норме, подключите аккумулятор, включите ИБП, подключите
к нему нагрузку и отключите ИБП от сети.

ИБП, нагруженный примерно на треть своей номинальной
мощности должен держать нагрузку, не отключаясь, в течение, по крайней мере, нескольких минут.
Вы можете узнать время работы ИБП с вашей нагрузкой более точно, если обратитесь к описанию ИБП.

Если в вашем ИБП установлен один аккумулятор, то все довольно
просто.

  • Выключите ИБП, отключите его от сети и нагрузки.
  • Разберите ИБП достаточно для того, чтобы отключить аккумулятор от ИБП (не начиная
    демонтаж аккумулятора). На небольших ИБП для этого достаточно бывает открыть крышку.
  • Отключите провода от клемм аккумулятора.
  • Пометьте старый аккумулятор, чтобы не спутать его с новыми.
  • Выньте аккумулятор из ИБП (иногда для этого нужно разобрать почти весь ИБП).
  • Установите новый аккумулятор в ИБП и подключите к нему один из проводов. При подключении второго
    провода скорее всего начнут заряжаться конденсаторы, установленные в ИБП. При этом может
    возникнуть искра. Вообще говоря, она не опасна (особенно, если в вашем ИБП нет микропроцессора –
    – если такие еще остались),
    но ее можно (и желательно) избежать, подключив на секунду второй провод к аккумулятору через
    резистор в 10 Ом (или около того). После этого подключите второй провод непосредственно к
    аккумулятору. Очень важен хороший контакт аккумулятора с ИБП. Если клеммы болтаются,
    подожмите их.
  • Проверьте работу зарядного устройства (см. ниже).
  • Соберите ИБП и проверьте его общую работоспособность: включение, выключение, работу
    от сети и от батареи, работу на байпасе (если он есть).
Предлагаем ознакомиться:  Цветная капуста в мультиварке – пошаговые рецепты с фото

Инструкция по замене

Рассмотрим замену этого устройства подробнее. Для замены АКБ бесперебойника понадобится:

  • сам источник питания;
  • документация на него;
  • отвертка;
  • новый аккумулятор;
  • статическая нагрузка, составляющая примерно 30% мощности ИБП.

На замену у вас уйдет примерно 1,5-2 суток, но ничего сложного в ней нет.

  • Шаг первый. Необходимо убедиться, что проблема именно в аккумуляторе, что нагрузка на ИБП не превышает его мощности.
  • Шаг второй. Если дело все же в батарее, отключаем ИБП, полностью отсоединяем его от всей нагрузки. Открываем батарейный отсек и извлекаем старый аккумулятор.
  • Шаг третий. Подсоединяем новый аккумулятор к ИБП, вставляя его в батарейный отсек. При этом должна появиться искра, только в этом случае подключение считается успешным. Подключаем ИБП к сети и оставляем на 12 часов для подзарядки.
  • Шаг четвертый. Полностью разряжаем устройство при высокой статической нагрузке и снова ставим на подзарядку.
  • Шаг пятый. После полной зарядки устройства вновь разряжаем его до 0%. Далее подключаем ИБП к сети и даем подзарядиться аккумулятору.
  • Шаг шестой. Подключаем устройство к штатной нагрузке. Всё! ИБП готов к использованию.

Самый простой вариант – купить “комплект аккумуляторов
для замены в ИБП  ХХХ”. Такие комплекты по различными названиями (например, “батарейный
картридж”) продают некоторые производители ИБП.

Преимуществ у такого решения два: а) гарантированная совместимость
(если аккумуляторы не подойдут, вы сможете вернуть их поставщику); б)в комплект могут входить
разъемы и предохранители, которые в других вариантах вам придется отсоединять от старых аккумуляторов.

Основные недостатки такого решения: а) такие комплекты намного
дороже аккумуляторов, покупаемых отдельно (разница может достигать 5-7 раз для аккумуляторов
сопоставимого качества); б)комплекты обычно лежат на складах дольше
продаваемых отдельно аккумуляторов и поэтому, возможно, проработают не так долго.

Дальнейшее, по понятным причинам, относится к случаю приобретения
аккумулятора отдельно. Вам будет спокойнее, если вы сможете купить точно такой аккумулятор, как и ваш
старый (та же марка, та же фирма).

Емкость аккумулятора тоже конечно важна, но вы можете смело
использовать вместо аккумулятора номинальной емкостью 7 А*час аккумуляторы емкостью 6.5 или 7.2 А*часа.
Реальная емкость
аккумулятора обычно отличается от заявленной номинальной.

Обычно герметичные аккумуляторы рассчитаны на 3-5 лет жизни. Они
стареют – независимо от того, работают они или нет. Аккумулятор, стоящий
на полке, может стареть даже быстрее, чем при нормальном заряде.

Поэтому важна дата производства аккумулятора, приобретаемого для замены. Нужно покупать как можно
более “свежий” аккумулятор. Но ставьте реальные цели: не стремитесь купить аккумулятор, выпущенный вчера
(их возят по морю и через множество складов). Аккумулятора годовой давности вполне достаточно.

Важен также правильный выбор производителя аккумулятора, а иногда
– и конкретного завода. За 15 лет лет торговли герметичными аккумуляторами, проводя 100% входной контроль
всех продаваемых батарей, мы отказались от поставок
продукции нескольких фирм, в продукции которых был
замечен большой процент брака.

Есть еще одна причина, по которой нужно тщательно выбирать
производителя. Некоторые фирмы в некоторых своих ИБП пытаются эксплуатировать аккумулятор на пределе
(а то и за пределами) его номинальных характеристик.

Как подобрать аккумулятор для ИБП

Например в ИБП Smart-UPS 700 фирмы APC максимальный
ток заряда аккумуляторов (12 В, 7 А*час) может превышать 3.5 А. Фирмы – производители аккумуляторов
устанавливают разные максимальные токи заряда.

В последние годы многие производители аккумуляторов начали выпуск
новых моделей, специально ориентированных на короткие разряды. Аккумуляторы эти обычно обозначаются,
как “high rate” (HR). Номинальная емкость таких аккумуляторов часто не указывается производителем.

Для них указывают, как правило, американское обозначение энергии аккумулятора (ватты на элемент при
15-минутном разряде). Если сравнить два аккумулятора одинакового веса: обычный и аккумулятор для коротких
разрядов, то при больших токах разряда последний будет иметь заметно большую емкость, чем традиционные
герметичные аккумуляторы.

На небольших разрядных токах (больших временах разряда) аккумуляторы HR
преимуществ не имеют. Если батарея вашего ИБП будет работать (на имеющуюся нагрузку) до 20 минут,
то есть смысл подумать о покупке такого (несколько более дорогого) аккумулятора.

Глубина разряда и саморазряд

Очень важным критерием при выборе аккумулятора является глубина его разряда. Этот показатель говорит о том, до какого уровня можно разряжать устройство без причинения вреда его системе. Внимание! Разряд до нуля недопустим ни для одного аккумулятора на бесперебойник для любого компьютера и не только, это может повлиять на его срок эксплуатации.

Еще одним важным показателем считается саморазряд. Сама по себе батарея, установленная в ИБП, разрядиться не может, так как она постоянно находится на подзарядке. Поэтому уровень саморазряда показывает разряд батареи в состоянии длительного простоя.

Предлагаем ознакомиться:  Как вырастить петрушку на семена

Чем аккумуляторы, которые мы продаем, лучше других?

Главная причина – контроль. Мы производим тестеры аккумуляторов,
и хорошо знаем, как проверять свинцовые аккумуляторы. Несмотря на наше доверие производителю, мы
проверяем 100% продаваемых аккумуляторов.

Это требует времени и стоит денег. Зато мы и наши клиенты
уверены в каждом аккумуляторе. Приобретая аккумулятор, убедитесь, что на его верхней поверхности
имеется наклейка,
свидетельствующая о проведении проверки.

Вторая причина является следствием первой – за более чем
15 лет поставок аккумуляторов мы отсеяли производителей, имеющих большой процент брака и не
поставляем их продукцию.

И, наконец, третье, но тоже важное – у нас вы сможете узнать
дату производства аккумулятора до покупки, а не после нее.

Но что же это мы все о своем. Хотите ближе к делу? Не торопитесь.
Сначала… техника безопасности.

Проверка зарядного устройства

Правильная работа зарядного устройства (ЗУ) ИБП – залог длительной
работы вашего нового аккумулятора. Поэтому не поленитесь тщательно проверить ЗУ. Главное, чтобы аккумулятор
не перезаряжался.

Очень хорошо, если ток заряда (в амперах) не превышает 0.2-0.3 (в зависимости от типа
аккумулятора) от номинальной емкости аккумулятора, а напряжение заряда не превышает 2.3 В/элемент (13.8
В для 12-вольтового аккумулятора).

К сожалению, не все производители ИБП соблюдают эти простые правила.
Но в любом случае, ток не должен превышать приведенную величину более, чем вдвое, а напряжение не должно
быть больше 14 В для 12-вольтового аккумулятора.

В некоторых ИБП применяются нетрадиционные методы заряда. Для них эти
правила могут не действовать

Охватите токовыми клещами постоянного тока провод, идущий к
аккумулятору. Включите ИБП и отключите его от сети. Дайте ИБП поработать от батареи 30-40 секунд (за
это время аккумулятор чуть-чуть разрядится).

Дайте ИБП поработать от сети достаточно долго, чтобы аккумулятор зарядился
полностью или почти полностью. Если аккумулятор сильно разряжен, это может занять несколько часов. Измерьте
напряжение на аккумуляторе, не отключая ИБП от сети. Напряжение не должно превышать приведенной выше величины.

Рассмотрим свинцово-кислотный аккумулятор Delta 1207 DT. Он имеет следующие характеристики:

  • Номинальное напряжение — 12 В.
  • Число элементов — 6.
  • Время эксплуатации — 5 лет.
  • Производство — Китай.
  • Саморазряд — 3% емкости в месяц при 25 градусах.
  • Особенно он хорош низким уровнем саморазряда. Не требует долива воды. Стоимость такого аккумулятора также приемлемая — от 645 рублей.

Другая хорошая модель аккумулятора для ИБП — CSB Battery GP1272 (AGM технология).

  • Номинальное напряжение — 12 В.
  • Емкость, А/ч: 7,2.
  • Вес: около 2,4 кг.
  • Цена — приблизительно 1200 рублей.

Согласно отзывам, одно из ключевых достоинств данной модели — высокая работоспособность.

Отличные отзывы с выходом в «топ продаж» заслужила аккумуляторная батарея EnerGenie 12V 7.2Ah (BAT-12V7.2AH), которая встраивается напрямую в ИБП и в дальнейшем практически не требует какого-либо техобслуживания.

Характеристики здесь такие:

  • Номинальное напряжение — 12 В.
  • Емкость, А/ч: 7,2.
  • Вес: около 2,25 кг.
  • Цена — всего лишь около 700 рублей.

Интересной выглядит модель LogicPower AGM LPM 12V 7Ah (LP3862). Отмечается надежность в эксплуатации и допустимость альтернативного использования — например, в охранно-пожарных системах.

  • Номинальное напряжение — 12 В.
  • Емкость, А/ч: 7.
  • Ресурс: 400 циклов;
  • Вес: около 2,016 кг.
  • Цена — приблизительно 700 рублей.

И, наконец, хорошая модель — SVEN SV 645. Несмотря на то, что она совсем небольшая относительно рассмотренных выше, она может похвастаться такими достоинствами, как ударопрочный корпус, система защиты для батарей от изменений давления и красивый, стильный чёрный цвет корпуса.

  • Номинальное напряжение — 6 В.
  • Емкость, А/ч: 4,5.
  • Макс. ток заряда: 67 А.
  • Мин. ток заряда: 1,35 А.
  • Вес: около 0,8 кг.
  • Цена — бюджетный вариант: 450 руб.

Техника безопасности

Техника безопасности при замене аккумулятора в ИБП очень важна
по меньшей мере по двум причинам. Дело в том, что у аккумуляторов не бывает выключателей. Поэтому
на его клеммах всегда есть напряжение.

При коротком замыкании даже небольшого аккумулятора возникает
большой ток (аккумулятором емкостью 7 А*час можно завести автомобиль), который может вызвать выход
из строя аккумулятора, инструмента, которым было произведено замыкание, а то и серьезный ожог.

Внутри ИБП есть инвертор, который специально сделан для получения
переменного тока напряжением 220 или 380 В. Даже если ИБП не подключен к сети,
внутри него могут быть опасные напряжения. Поэтому к замене аккумулятора в ИБП, не имеющем полностью
изолированного батарейного отсека, могут быть допущены только лица, имеющие разрешение работать с
электроустановками напряжением до 1000 В.

Подача на аккумулятор большого напряжения может привести к
открыванию предохранительного клапана и выделению пожароопасного водорода и очень опасной для кожи
и глаз серной кислоты. Не курите (это опасно и вредно для вас и окружающих). Всегда имейте под рукой
запас питьевой соды для нейтрализации кислоты.

Почему нельзя использовать автомобильный аккумулятор?

Автомобильный аккумулятор значительно отличается от аккумулятора для ИБП. Разберем, в чем отличия между этими двумя видами.

Предлагаем ознакомиться:  Ремонт теплиц из поликарбоната - виды повреждений и способы устранения!

Первое отличие заключается в разности напряжений. Напряжение автомобильного аккумулятора больше напряжения варианта для ИБП — это может негативно повлиять на работу самого ИБП.

Гелевые АКБ (GEL)

Второе отличие заключается во времени работы. За счет того, что пластины автомобильного аккумулятора тоньше, они быстро разрушаются из-за длительного рабочего цикла.

Третье же и самое главное отличие — в выделении водорода в процессе работы батареи.

Особенные ИБП

В 1990-е все, даже небольшие, ИБП были рассчитаны на профессиональную
эксплуатацию. В том числе и на замену аккумуляторов обученным специалистом. Менять аккумуляторы в
таких ИБП не слишком просто.

Например, некоторые ИБП хранят в памяти информацию об своем аккумуляторе.
Если аккумулятор заменить, то его параметры могут не совпасть с информацией, хранящейся в памяти ИБП.
В этом случае ИБП может начать пищать, а то и откажется работать.

Для предотвращения этого нужно провести
так называемую калибровку ИБП. С помощью специальной программы (имеющейся в сервисных центрах) ИБП
настраивается на работу с новым аккумулятором. Если такой программы нет, а ИБП начал пищать, можно попробовать провести
несколько циклов разряд-заряд на новых аккумуляторах.

Для этого не нужно вынимать аккумулятор из ИБП
– просто включите ИБП, отключите сеть и дайте аккумулятору ИБП разрядиться на 50-70%. После этого снова
включите сеть. Иногда достаточно одного такого цикла, и ИБП снова “здоров”.

Сейчас производители
небольших ИБП, как правило, декларируют возможность самостоятельной замены аккумулятора ИБП пользователем.
Значит ли это это, что калибровка не нужна? Да, в большинстве случаев. Если вам не повезло – вас, вероятно,
спасет цикл разряд-заряд.

Есть ИБП (опять же, из старых), за замену аккумуляторов в которых лучше не
браться самостоятельно. Их конструкция настолько неудобна для замены аккумуляторов, что для безопасного
проведения этой операции нужны специальные приемы, а лучше – еще и специальный инструмент. Среди
“неудобных” ИБП (список, конечно, не полон): Smart-UPS 600, Smart-UPS 900.

Как зарядить?

Важно знать, что вначале, как правило, батарея прибывает к вам в разряженном состоянии. Поэтому, в качестве предварительной подготовки, следует присоединить устройство к сети, не подключая нагрузку.

Если вы принесли устройство с холода, лучше до этого около часа погреть его в тёплой комнате.

Включать устройство не обязательно.

Уровень заряда АКБ по вольтажу в %
Работа от сети 220 В – зарядка в % Работа от АКБ 12 В – разрядка в %
14,40 вольт – 100% зарядки 12,80 вольт – 100% разрядки
13,80 вольт – 75% зарядки 11,60 вольт – 75% разрядки
13,20 вольт – 50% зарядки 10,40 вольт – 50% разрядки
12,60 вольт – 25% зарядки 9,20 вольт – 25% разрядки
12,00 вольт – 0% зарядки 8,00 вольт – 0% разрядки

«В» — это напряжение в вольтах, а % — приблизительный процент зарядки или разрядки.

Как подобрать аккумулятор для ИБП

могут быть проблемы с реле, конденсаторами или диодами. Если у вас лично это вызывает трудности, то стоит проконсультироваться со специалистами. Однако у только что приобретённого бесперебойника таких проблем, как правило, не ожидается.

ИБП с несколькими аккумуляторами

Если в вашем ИБП установлены несколько аккумуляторов, соединенных
последовательно, то возможно вышли из строя не все аккумуляторы. Вам нужно принять решение: заменять только
неисправный или все.

Понятно, что лучше все. Но если после последней замены аккумулятора прошло не более года,
и один из аккумуляторов вышел из строя, а остальные еще могут работать, то вероятно, при прошлой замене
аккумуляторов был использован бракованный аккумулятор, или процедура замены была проведена неправильно.

В
этом случае можно рискнуть (но лучше не рисковать) и заменить один аккумулятор, но в следующий раз все равно
придется менять все аккумуляторы. Если после предыдущей замены аккумуляторов прошло 3-4 года, один аккумулятор
точно неисправен, а остальные кажутся вам нормальными, все равно нужно менять все – это тот случай, когда
скупой точно заплатит дважды.

Про профессиональное обслуживание аккумуляторных батарей последовательно
соединенных аккумуляторов лучше почитать методику эксплуатации батарей свинцовых
аккумуляторов. Для небольших ИБП с несколькими аккумуляторами достаточно нескольких простых рекомендаций,
следующих ниже.

Подготовленные к установке в ИБП аккумуляторы должны быть одинаковыми, насколько возможно (одного типа, одного
производителя, из одной партии, одинаково заряженные и одинаковой
емкости). В условиях специализированной
фирмы достаточно проверить аккумуляторы из одной партии тестером аккумуляторов, и подобрать аккумуляторы
с одинаковыми напряжением и емкостью.

Если прибора нет, можно, надеясь на производителя и продавца,
взять аккумуляторы из одной партии. Если есть сомнения в “одинаковости” аккумуляторов, можно соединить
их параллельно на сутки (или, если есть оборудование для заряда и разряда, сделать на параллельно соединенных
аккумуляторах 2 цикла разряд-заряд).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector