Штрафы за нарушения для водопользователей

Плательщики и объект налогообложения

^К началу страницы

Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, плательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые пользуются подземными водными объектами на основании лицензий по

Закону РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах»

.

Объекты налогообложения  – виды пользования водными объектами:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения
в действие

Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

До 01.01.2007 года

На основании постановления

Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 № 383

«Об утверждении Правил предоставления
в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии».

С 01.01.2007

Водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования
водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие

Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ

, сохраняют права долгосрочного
или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

При этом лицензирование водопользования продолжается в отношении добычи и использования из недр подземных вод –

Постановление Верховного СоветаРоссийской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1

«О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами», за исключением деятельности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, которые имеют право, по
своему усмотрению, в границах предоставленных участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на
глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.

Состав нарушения Для должностных лиц Для ИП Для юридических лиц
Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления 20000-30000 80000-100000
Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования 20000-30000 20000-30000

или

АПД до 90 суток

200000-300000

или

АПД до 90 суток

Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов 30000-40000 100000-120000
Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45* 50000-80000 50000-80000 150000-300000
Загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах 50000-80000 150000-300000

При этом штрафы для ИП в ряде случаев не предусмотрены, в данных ситуациях ИП несут наказания как граждане либо как юридические лица.

* – статьей 8.45 предусмотрены штрафы за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Данные санкции будут рассмотрены ниже.

Словарь

Водопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных целей.

Больше информации о воде

Порядок уплаты и представления отчётности

Отчет по водному налогу является ежеквартальным, и рассчитывают налог тоже поквартально, принимая в расчет данные, сформировавшиеся за последние 3 месяца. Исчисление суммы осуществляется непосредственно в налоговой декларации, которую представляют в ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В такие же сроки производят и уплату налога.

Если объект налогообложения отсутствует, то обязанность подавать декларацию в этом случае не наступает (письмо Минфина России от 23.06.2016 № 03-02-08/36474).

О том, какой еще отчет формируется в связи с водопользованием, читайте в материале «Порядок и образец заполнения формы 2-ТП водхоз (нюансы)».

20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Общая сумма налога уплачиваются ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по местонахождению объекта налогообложения.

Подробнее п.3 ст. 333.13 НК РФ.

Декларация подается в налоговую инспекцию по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

При этом налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Иностранные организации и физические лица обязаны также подавать копию налоговой декларации в налоговую инспекцию по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование.

Коды классификации доходов бюджета

Пример расчета водного налога по забору воды

^К началу страницы

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

Размеры ставок водного налога установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:

Налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений пунктов 2, 4
и 5
статьи 333.12, применяются в 2015 году с коэффициентом 1,15, в 2016 году – с коэффициентом 1,32, в 2017 году – с коэффициентом
1,52, в 2018 году – с коэффициентом 1,75, в 2019 году – с коэффициентом 2,01, в 2020 году – с коэффициентом 2,31, в 2021 году – с коэффициентом 2,66, в 2022 году – с коэффициентом 3,06, в 2023 году – с коэффициентом 3,52, в 2024 году
– с коэффициентом 4,05, в 2025 году – с коэффициентом 4,65.

Налогоплательщики, не имеющие средств измерений (технических систем и устройств с измерительными функциями) для измерения количества водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, применяют ставку водного налога, определяемую
с учетом положений пункта 1.1 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации, с дополнительным коэффициентом 1,1.а

Предлагаем ознакомиться:  Как хранить очищенную картошку – сколько можно хранить

Ставка водного налога при добыче подземных вод (за исключением промышленных, минеральных, а также термальных вод) в целях их реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару, определяемая с учетом положений пункта
1.1 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется с дополнительным коэффициентом 10.

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно – в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно – в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно – в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно – в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Налоговая база определяется отдельно по каждому водному объекту и по каждому виду водопользования. Подробнее см. 333.10 НК РФ.

  • Забор воды из водных объектов за 1 ед. объема (1000 куб. м. воды)
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях за 1 ед. площади ( км2 водного пространства)
  • Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики за 1 ед.  (1000 кВтч электроэнергии)
  • Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях за 1 ед. (1000 м3 леса за 100 км сплава)

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных подпунктом 1 пункта 1

статьи 333.12 НК РФ

, с учетом коэффициента 1,15.

Примечание.

В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

Вы не понесете административной и уголовной ответственности лишь в том случае, если Ваше предприятие имеет всю необходимую экологическую и разрешительную документацию на водопользование. Вы всегда можете обратиться в «ЭкоПромЦентр» за консультацией и разработкой экологической документации.

Заказать услугу

Предположим, что организация имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины, расположенной в бассейне реки Печора и оборудованной средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования составляет 320 000 куб. м.

360 000 — 320 000 = 40 000 куб. м.

320 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,31 = 221 760 руб.,

320 000 куб. м — объем воды в рамках лимита водопользования;

300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;

2,31 — коэффициент, применяемый к ставке для 2020 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.

40 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,31 × 5 = 138 600 руб.,

40 000 куб. м — объем воды сверх лимитированного значения;

2,31 — коэффициент, применяемый к ставке для 2020 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ;

Штрафы за нарушения для водопользователей

5 — коэффициент, применяемый к ставке для сверхлимитного объема в соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ.

221 760 138 600 = 360 360 руб.

Куда уплачивают и как рассчитать водный налог

Водный налог — платеж федерального уровня. Оплату его производят по месту нахождения объекта водопользования.

Расчет водного налога осуществляют применительно к четырем видам водопользования:

  • забору воды;
  • использованию акватории (исключая лесосплав);
  • использованию гидроэнергетических ресурсов;
  • лесосплаву.

Они имеют разные базы расчета и разные налоговые ставки.

Базой для забора воды служит ее фактический объем. Базу по использованию акватории определяют площадью использования этой акватории. База по гидроэнергетике — объем выработанной электроэнергии. База по лесосплаву является расчетной величиной, зависящей от объемов сплавленного леса и расстояния сплава.

Базовые ставки водного налога по видам водопользования указаны в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. С 2015 года к ним применяют повышающий коэффициент, установленный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ на период 2015–2025 годов.

Кроме того, к ставкам могут применяться дополнительные увеличивающие коэффициенты в следующих случаях:

  • при сверхлимитном заборе воды — 5-кратный коэффициент;
  • отсутствии средств измерения объемов забранной воды — коэффициент 1,1;
  • заборе подземных вод для их дальнейшей продажи — 10-кратный коэффициент.

Штрафы за нарушения для водопользователей

При одновременном применении нескольких коэффициентов их следует перемножить. Полученную таким образом ставку округляют до целых значений.

Для забора воды в целях водоснабжения населения существует льготная ставка (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Повышенный коэффициент к ней до 2026 года не применяют.

Порядок исчисления водного налога для всех видов водопользования достаточно прост: налоговую базу умножают на ставку, скорректированную на повышающий коэффициент, значения которого указаны в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.

О ставках, действительных для 2020 года, читайте в статье «Каковы ставки водного налога на 2020 год».

Итоги

Водный налог необходимо рассчитывать и отчитываться по нему при наличии объекта обложения этим налогом. Считают его поквартально, беря в расчет данные последнего квартала, путем умножения базы на ставку.

Выбор ставки и базы налогообложения обусловливается конкретным видом водопользования и принадлежностью к определенному объекту. К ставке применяются законодательно установленные повышающие коэффициенты.

Часто задаваемые вопросы

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных подпунктом 1 пункта 1

статьи 333.12 НК РФ

, с учетом коэффициента 1,15.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета
использования воды.

https://www.youtube.com/watch{q}v=T15AADnTL5w

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени
работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

Уплачивается ли водный налог и по каким ставкам при осуществлении пользования водными объектами без лицензии{q}

При осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке (если получение таковой предусмотрено законодательством), водный налог уплачивается по ставкам, установленным

пунктом 1 статьи 333.12 НК РФ.

Не признаются объектами налогообложения:

  • забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  • забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река – море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования.
  • забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  • использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой
    окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  • использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  • использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  • пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  • забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания
    скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  • забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  • использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.
Предлагаем ознакомиться:  Как обработать теплицу из поликарбоната после зимы весной от болезней и вредителей? Чем обработать и удобрить землю в теплице весной перед посадкой огурцов, рассады?

Пункт 2 статьи 333.9

Налогового кодекса Российской Федерации

Согласно пункту 2 статьи 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), не признаются плательщиками водного налога организации
и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской
Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» Водный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим
после введения его в действие.

Положениями статьи 5 вышеназванного закона определено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования
водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

Указанные водопользователи вправе заключить новые договоры водопользования или обратиться с заявлением о предоставлении водных объектов в пользование на основании соответствующих решений.

Действие решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных
до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, прекращается с момента возникновения права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, либо по
истечении срока действия лицензии на водопользование и договоров пользования водными объектами.

Таким образом, если организация – водопользователь осуществляет пользование поверхностными водными объектами на основании лицензии и срок действия лицензии на настоящий момент не истек, организация будет являться плательщиком водного налога и
обязана представлять налоговые декларации в общеустановленном порядке.

По окончанию срока действия лицензии правоотношения по водопользованию водными объектами регулируются Водным кодексом Российской Федерации.

После того как взамен этих лицензий водопользователь заключит договор или получит решение по правилам, предусмотренным новым Водным кодексом Российской Федерации, он перестает быть плательщиком водного налога на основании прямой нормы, установленной
в пункте 2 статьи 333.8 Кодекса, и с него будет взиматься неналоговая плата за пользование водными объектами.

Указанные разъяснения соответствуют правовой позиции ФНС России, содержащейся в письме от 24.09.2012 № ЕД-4-3/15909@ , а также согласованы с Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.8 Налогового кодекса Российской федерации (далее – Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются
организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.9 Кодекса объектом налогообложения водным налогом признается забор воды из водных объектов.

В пункте 2 статьи 333.9 Кодекса приведен исчерпывающий перечень видов и целей водопользования, не признаваемых объектами налогообложения водным
налогом.

В случае осуществления забора воды из водных объектов в целях, не перечисленных в перечне, организация уплачивает водный налог в общеустановленном порядке.

Забор воды из подземного водного объекта в целях последующего закачивания воды в пласт при разработке нефтяного месторождения не включен в перечень объектов водопользования, не признаваемых объектами налогообложения водным налогом.

Таким образом, забор воды из подземного водного объекта в указанных целях подлежит налогообложению водным налогом в общеустановленном порядке.

О применении ставки водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды при заборе из водных объектов для водоснабжения населения

Пунктом 1 статьи 333.8 главы 25.2 “Водный налог” Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлено, что налогоплательщиками водного налога признаются организации
и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 Кодекса.

Согласно положениям Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ, действовавшего до 1 января 2007 года, использование
водных объектов с применением технических средств, устройств и сооружений (специальное водопользование) осуществляется юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования
водным объектом. В лицензии на водопользование помимо цели использования водного объекта отражаются сведения о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним, а также установлены лимиты водопользования (водопотребления
и водоотведения).

Согласно пункту 3 статьи 333.12 Кодекса ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических
метров воды, забранной из водного объекта.

При этом из содержания приведенной нормы следует, что она распространяется как на организации, забирающие и подающие воду непосредственно населению, так и на организации, забирающие и подающие воду другим организациям, направляющим воду населению.

Таким образом, условия, связанные с забором воды для водоснабжения населения, в целях применения указанной льготы должны отражаться в лицензии на водопользование, выдаваемой в установленном порядке, и заключенном в соответствии с ней договоре
на водопользование.

Учитывая изложенное, полагаем правомерным применение организациями, не осуществляющими самостоятельно питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжения населения, а передающими воду специализированным организациям, осуществляющим указанный вид
деятельности, в отношении объемов воды, передаваемых для водоснабжения населения (подтвержденные соответствующими документами) ставки водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, при условии отражения в лицензии
на водопользование соответствующих данных.

В соответствии со ст. 333.8 гл. 25.2 “Водный налог” Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица,
осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 настоящего Кодекса.

Статьей 333.9 Кодекса определены объекты налогообложения и установлен закрытый перечень видов пользования водными объектами, не являющихся объектами налогообложения.

Так, в соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 333.9 Кодекса не признается объектом налогообложения водным налогом забор воды из водных объектов для
орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые
находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

Предлагаем ознакомиться:  Ель канадская коника как быстро растет. Размножение ели коника черенкованием. Можно ли выращивать ель Глауку Конику в домашних условиях

Для освобождения от налогообложения водным налогом объемов воды, забранной из водного объекта для указанных целей, необходимо наличие соответствующей лицензии на осуществление конкретного вида водопользования с обязательным отражением в ней лимитов
водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды, установленных для данной цели.

Что касается вопроса применения пониженной ставки водного налога для водоснабжения населения, то согласно
п. 3 ст. 333.12 Кодекса ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды,
забранной из водного объекта.

Принимая во внимание, что применение пониженной ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды является льготой для налогоплательщиков, в данном случае также необходимо, чтобы в соответствующей лицензии на право
осуществления данного вида водопользования были отражены цели забора воды и утверждены для него лимиты водопользования. При этом обращаем внимание, что лицензия на право пользования недрами предоставляет водопользователю право на осуществление
водопользования в конкретных целях и в установленных размерах.

При отсутствии в лицензии на водопользование указания на целевое использование забранной воды или при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке, если получение таковой предусмотрено законодательством
Российской Федерации, водный налог должен уплачиваться по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 Кодекса.

В соответствии со ст. 333.8 гл. 25.2 “Водный налог” Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица,
осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 настоящего Кодекса.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 333.9 Кодекса объектом налогообложения водным налогом признается, в частности, забор воды из водных объектов.

Согласно п. 2 ст. 333.10 Кодекса налоговая база при заборе воды определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды, забранной из водного объекта,
определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности
технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

Таким образом, в налоговую базу по водному налогу включается весь объем воды, забранной из водного объекта, вне зависимости от целей дальнейшего использования забранного объема воды, включая объемы воды, направленные на технологические нужды и
потери воды при транспортировке до потребителей.

При этом в случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

Учитывая, что гл. 25.2 Кодекса не предусмотрен порядок налогообложения водным налогом объемов воды для технологических нужд и потерь воды при транспортировке до потребителей при определении
налоговой базы для исчисления водного налога по различным налоговым ставкам (в случае отсутствия технических средств учета воды), полагаем возможным в целях налогообложения водным налогом учитывать данные объемы пропорционально объемам воды,
переданным различным потребителям, применяя в отношении их соответствующие ставки водного налога.

В соответствии со ст. 333.8 гл. 25.2 “Водный налог” Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица,
осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 настоящего Кодекса.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах” пользование подземными водными объектами осуществляется
на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемой в установленном порядке, с указанием целевого назначения использования забранной из водного объекта воды.

СНП имеет лицензию на пользование недрами о целевым назначением “добыча подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения СНП” без указания дальнейшего назначения использования забранной воды.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что ставка водного налога для водоснабжения населения в размере 70 руб. является льготной, для ее применения необходимо конкретное указание в соответствующей лицензии на пользование недрами целевого
назначения использования добытых подземных вод – для нужд водоснабжения населения – с обязательным отражением разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды, установленного для данной цели.

В соответствии со ст. 333.8 гл. 25.2 “Водный налог” Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных
актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования”, которым в указанную статью внесено уточнение понятия налогоплательщика
водного налога, налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения
в соответствии со ст. 333.9 Кодекса.

Согласно положениям Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ, действовавшего до 2007 г., права пользования водными
объектами приобретались на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

Лицензия на водопользование, в зависимости от способов и целей использования водного объекта, содержала в том числе сведения о водном объекте, водопользователе, водопотребителях, способах и целях использования водного объекта с указанием его пространственных
границ, об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям и лимитах водопользования.

В договоре пользования водным объектом помимо условий, предусмотренных в лицензии на водопользование, в обязательном порядке указывались условия, устанавливающие размер и порядок внесения платежей, связанных с пользованием водным объектом.

Статьей 333.9 Кодекса определены объекты налогообложения – виды пользования водными объектами и установлен закрытый перечень видов водопользования,
не являющихся объектом налогообложения.

Согласно пп. 5 п. 2 ст. 333.9 Кодекса не признаются объектами налогообложения водным налогом забор воды из водных объектов и использование
акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Из изложенного следует, что объектом налогообложения не является конкретный вид водопользования (забор воды) для определенных целей (в частности, для рыбоводства и воспроизводства водных биоресурсов).

Таким образом, забор воды из водного объекта на основании лицензии на водопользование с указанием данного целевого назначения забранной из водного объекта воды не признается объектом налогообложения водным налогом и, соответственно, за указанные
объемы воды водный налог не уплачивается.

При отсутствии в лицензии на водопользование указания целевого использования забранной воды водный налог уплачивается по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 Кодекса.

В соответствии со ст. 333.15 Кодекса налоговая декларация по водному налогу представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению
объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

Принимая во внимание уточнение понятия налогоплательщика водного налога, предусмотренного ст. 333.8 Кодекса, организация, осуществляющая использование
водного объекта в целях, не признаваемых ст. 333.9 Кодекса объектом налогообложения по водному налогу, налогоплательщиком водного налога
не признается, водный налог не уплачивает и декларацию в налоговые органы не представляет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector