Ирландский тяжеловоз – Тяжеловозные породы

История

Впервые понятие «лошадь-тяжеловоз» появилось много столетий назад, в эпоху Средневековья, когда была особенно сильна потребность в выведении коней, способных нести на себе воинов в тяжёлых латах. Именно они принимали участие в рыцарских турнирах и походах, и блестяще справлялись с этой важнейшей задачей. Кроме того, прекрасные и сильные животные, именуемые в те времена «дестриэ», сопровождали своих владельцев в походах и были им хорошими спутниками в перемещении на большие расстояния.

Какой средний вес у коня был в те времена{q} Предки современных тяжеловозов достигали массы в 800–1000 кг при росте до 200 см. Конечно, лошадь с такими габаритами не была способна успешно маневрировать или с лёгкостью брать барьеры. Кроме того, под нагрузкой дестриэ быстро утомлялись, и не могли обеспечить длительное движение вперёд так же успешно, как их более лёгкие «коллеги».

Современными потомками средневековых дестриэ считаются многие породы лошадей. Самые известные из них – бельгийские брабансоны, французские першероны и шайры, используемые в Великобритании. Именно английской породе тяжеловозов и принадлежит рекорд по массе и росту особи. Жеребец породы шайр, родившийся в далёком 1846 году, как зафиксировано, имел высоту в холке 220 см и весил более полутора тонн.

В России, из-за обилия пахотных угодий, сложилось собственное генеалогическое ответвление тяжеловозов. Формирование пород было начато на рубеже XIX и XX веков на базе местных упряжных лошадей и ввозимых из Бельгии арденов. Характерная дисгармоничность европейской разновидности тяжеловозов под влиянием селекционной работы была устранена. Выведенный тип лошадей отличался крепким, красивым сложением, впечатляющим экстерьером. Такой подход благотворно сказался на репутации будущей породы – она смогла завоевать не один приз на всемирных и международных выставках.

Характеристика

В зависимости от породной принадлежности, варьируются и характеристики тяжеловозов. Но есть и некоторые общие признаки. Все тяжеловозы – шаговые лошади, не ориентированные на скоростное передвижение. Для них характерны следующие признаки:

  • короткая мускулистая шея;
  • спина средней длины с выраженным мышечным рисунком;
  • сухие, крепкие ноги;
  • широкий круп;
  • средний вес в диапазоне 0,8-1 т;
  • высота от 1,6 до 2,0 м.

Характерный для тяжеловозов аллюр – шаг. Тем не менее такой конь вполне может демонстрировать резвость на короткой дистанции.

Назначение

Важным отличием тяжеловозных пород лошадей является чётко прослеживаемое наследование черт предков. Кроме того, не утратили животные и своего назначения. Как и столетия назад, сегодня такие кони успешно перевозят грузы там, где отсутствуют привычные современному горожанину подъездные пути. Их можно встретить запряжёнными в цыганскую кибитку или увидеть в поле, впряжёнными в плуг.

Предлагаем ознакомиться:  Почему болит живот: при каких заболеваниях

Остаются востребованы эти прекрасные животные и в сфере проката или при обучении верховой езде – за счёт малой скорости они подходят даже для начинающих. А в сельском хозяйстве они незаменимы при выпасе скота и позволяют пастуху двигаться в одном ритме со стадом.

Породы

Тяжеловес среди лошадей скаковых пород выглядит излишне массивным. Однако, в окружении себе подобных или просто на выгуле он великолепен. Сегодня известны десятки пород, тяжеловозные характеристики которых не нуждаются в подтверждении. Стоит рассмотреть наиболее популярные из них более подробно.

Брабансон

Бельгийские породы лошадей традиционно считаются родоначальниками всех современных тяжеловозов. Эта тягловая сила используется в Европе со Средневековья. Фландрийский конь или брабансон – порода, выведенная в Бельгии, и сохраняющая свои характерные признаки на протяжении столетий. Животные считаются долгожителями, обладают лёгким нравом, послушны, легко приспосабливаются к не самым комфортным условиям содержания.

Средний рост животного – 1,7 м, для него характерна рыжая или чало-гнедая масть, с оттенком красноты. Мощная мускулатура, переливающаяся под кожей, выглядит очень внушительно.

Крупной даже среди тяжеловозов считается порода шайр, выведенная в Великобритании. Типичный рыцарский конь здесь столетиями выводился вовсе не для вспахивания земли. Эту миссию шайрам доверили лишь в XVIII столетии, и с тех пор они считаются сельскохозяйственными животными. Мощность телосложения, массивность корпуса, высокие силовые и скоростные показатели, характерные для породы, и сегодня не дают интересу к ней угаснуть.

Типичный современный шайр вырастает до 185 см в холке и может весить более 1200 кг. Характерные для него окрасы включают всю палитру цветов: от гнедого до серого. Самые большие тяжелоупряжные лошади и сегодня успешно применяются английскими фермерами для перевозки грузов и объезда угодий.

Одна из самых лёгких среди существующих пород лошадиных тяжеловесов. Её селекция объединила в себе множество кровей – достоверно известно об участии клейдесдалей, першеронов, шайров и суффолков. Получившийся в результате конь приобрёл лёгкий нрав, компактные размеры, не слишком пышную гриву, хвост и шерсть на ногах.

Рассматривая российские породы лошадей, нельзя не отметить продукт селекции владимирских конезаводчиков. Полученная ими лошадь имеет масть от рыжей до вороной, высокий рост – от 165 см в холке, среднюю массу в 750 кг. Плотное тело с выраженными мускулами подчёркивает силу и грациозность этого животного. В селекции владимирских тяжеловозов были задействованы клейдесдали и шайры, что привнесло в их окрас присутствие белых пятен, способствовало формированию обильного шёрстного покрова на ногах.

Отличительной чертой породы является высокая приспосабливаемость. Они способны жить и в табуне, и в условиях конезавода, контактны, легко привыкают к людям. По своим рысистым качествам, подвижности, скорости перемещения владимирский тяжеловоз опережает прочие породы.

Предлагаем ознакомиться:  Календула как сидерат: особенности применения, сроки посадки

Булонский

Популярная французская порода, когда-то развивавшаяся по двум направлениям, сегодня представлена лишь крупным подвидом, который, впрочем, не утрачивает своего изящества и привлекательности. Булонские тяжеловесы невероятно изящны для своих габаритов, а вырастают они до 170 см при массе в 0,7-0,9 т.

Клейдесдаль

Клейдесдаль – это шотландский тяжеловес, легко справляющийся с демонстрацией ездовых и тягловых качеств на соревнованиях. Лошади этой породы обладают мощным костяком, мускулисты и выносливы. Встречаются различные окрасы клейдесдалей – от вороного до гнедого, можно увидеть серых и рыжих коней.

Першерон

Тяжеловес, отличающийся гармоничным телосложением и весьма внушительными габаритами, был выведен благодаря использованию в его селекции кровей арабских скакунов. Першероны – настоящие рекордсмены по росту и весу, самые крупные особи достигают 2 м в холке и более. Скаковые гены делают этих лошадей довольно быстрыми и выносливыми, они легко преодолевают большие расстояния даже с грузом или под седлом.

Внешний облик першеронов также заслуживает внимания. Они обладают массивным мускулистым телом, атлетичными сухими конечностями, крупной головой с изящным рисунком профиля, длинной шеей. Средний вес лошади составляет около 900 кг, большинство имеет рост в пределах 175 см, гигантские экземпляры нередки, но всё же считаются скорее отклонением от нормы. Шерсть на ногах у современных представителей породы практически отсутствует.

По своему характеру першероны достаточно приятны, легко поддаются обучению, обладают энергичным темпераментом. Если направить их энергию в нужное русло, можно получить выносливого помощника в хозяйстве, способного передвигаться рысью даже с грузом более 1 т весом. Высокий интеллект делает першеронов прекрасным выбором для участия в цирковых шоу по всему миру.

Суффолк

Английская порода лошадей, носящая название графства, где долгие годы велась её селекция, относится к представителям компактной линейки тяжеловозов. Суффолки обладают компактными размерами, покладистым характером, привлекательной внешностью.

Немецкий тяжеловоз отличается низким ростом и небольшим диапазоном мастей – гнедой, игреневой, бурой. В крови южно-немецкой породы можно найти примесь генов клейдесдалей, голштинцев, австрийских норикенов.

Первоначальное название породы – пинцгауэр, но сегодня чаще звучит именно современный вариант. Животные отличаются красивым рисунком бега, сильными конечностями, компактным мускулистым телом и высоким уровнем подвижности. Используются эти баварские лошади преимущественно в сельском хозяйстве.

Советский тяжеловоз

Гармоничные по своему экстерьеру тяжеловозы с сильными ногами и плотным телом. Выделяют три типа – от облегчённого, обладающего сухим телосложением, до массивного. Жеребцы вырастают до 168 см, чаще всего встречаются рыжая и бурая масти.

Sir Maverick - Irish Cob stallion

Порода не отличается прихотливостью, успешно содержится и на заводах, и в табунах, отличается превосходными силовыми показателями. Даже суровый сибирский климат им нипочём – лошадь прекрасно содержится и в условиях продолжительных холодов.

Предлагаем ознакомиться:  Интересные сведения о советском тяжеловозе

Цыганские тинкеры

Одна из самых молодых пород упряжных тяжеловозов – её признали только в 1996 году. Цыганские тяжеловесы представлены преимущественно классом гранд джипси, вырастающим до 1,55 м и наращивающим вес до 700 кг.

Крепкие, мускулистые лошади имеют толстую шею с красивым изгибом, бороду, выраженные фризы на ногах, густую чёлку, гриву и хвост. Для этих лошадей характерно X-образное положение задних ног, пегая масть, с выраженной тенденцией к ситцевости или окрасу тобиано. Хороший характер сделал тинкеров популярными в сфере обучения верховой езде.

Воронежский, русский тяжеловоз – это все потомки типичных битюгов, ныне полностью исчезнувшей породы, когда-то созданной путём скрещивания местных лошадей с клейдесдалями и брабансонами. Крепкие, массивные, они демонстрировали превосходную выносливость при перевозке грузов, выполнении сельхозработ.

Разведение

Во время разведения тяжеловозов стоит обратить внимание на то, что даже один жеребец может покрыть потребности целой фермы. Рождаемость у этих лошадей высокая, они приносят по жеребёнку регулярно, с 3 до 20 лет, в период беременности рекомендуется усиливать рацион. У крупных пород могут возникать проблемы с родоразрешением.

Как правильно воспитывать маленьких жеребят этой породы{q} После выжеребки рекомендуется выпускать малышей на пастбище на 5–7 день, первый корм — молоко матери — постепенно дополняется травой, к двум годам вводят плющеный овёс. С 4 месяцев жеребёнок уже привыкает к регулярному уходу, его вычёсывают, приучают к ношению недоуздка, общению с человеком.

Содержание

При содержании тяжеловозов важно обеспечить им достаточный простор и чистоту в помещении. При возведении конюшни каждой лошади отводят не менее 4–5 м2 площади. Помещение выбирают отапливаемое, без сквозняков, хорошо освещённое и проветриваемое.

Режим кормления зависит от сезона, но, в среднем, корм задают 3–4 раза в день, обязателен водопой – в течение суток взрослое животное потребляет до 150 л жидкости. Кормовая база разнообразна – от свежей зелени летом до сена, силоса и зерна зимой.

Болезни и их лечение

Для тяжеловозов не выделяют особенного перечня характерных заболеваний. Обращать внимание следует в первую очередь на симптоматику. Если лошадь закатывает глаза, тяжело дышит, падает, это могут быть признаки миоглобинурии, возникающей при резком увеличении нагрузки после длительного периода простоя. Особенно часто наблюдается у тучных лошадей. В зависимости от симптоматики, вводятся подкожные инъекции инсулина, камфора, гидрокарбонат натрия внутривенно.

Ещё одно распространённое заболевание, связанное с плохим уходом – гниение стрелки копыта. Если сочащийся гной виден невооружённым глазом, животное хромает, требуется хирургическое вмешательство, мазевые компрессы с антибиотиками.

Глистные инвазии у лошадей тоже не редкость. Если тяжеловоз демонстрирует потускнение шерсти, общую слабость, расстройство ЖКТ, стоит провести забор кала на анализ.

https://www.youtube.com/watch{q}v=KeXp7e_4Qno

О лошадях-тяжеловозах смотрите следующее видео.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector